Талреп — это специальное устройство, предназначенное для натяжения канатно-тросовых линий и/или притягиванию друг к другу различных объектов.
Практически любые такелажные работы не обходятся без использования специального ручного устройства называемого талреп.
Система этого инструмента предельно проста, и надежна, т.к. обеспечивает высокую прочность соединений и удобство работы с ними.
Этот натяжитель троса используется там, где человеческой силы попросту недостаточно, причем натяжка сохраняется продолжительное время.
Кроме сферы строительства, талреп применяется на судах, при создании между домами кабельных сетей, и даже для натяжения канатов на спортивных рингах.
Когда-то эти устройства использовали и в авиации.
Содержание статьи
Назначение талрепа
Талреп предназначен для регулировки натяжения канатов, тросов, кабелей и цепей.
Используется он для большинства такелажных и монтажных работ.
Основное его достоинство – способность выдерживать высокие нагрузки при работе с тяжелыми грузами.
Такие устройства используют сварщики для притягивания друг к другу деталей, с последующим их свариванием.
Часто талрепы используют для закрывания гаражных ворот, где требуется притянуть створки плотнее к воротному проему.
Устройство и характеристики
Талреп – разновидность винтовых стяжек.
Его конструкция состоит из следующих элементов:
- Муфта – корпус с двумя отверстиями, в которых нарезана разнонаправленная резьба с противоположных сторон.
- Пара грузозахватных элементов.
Каждый из них является стержнем с нарезанной резьбой, с противоположной стороны которого расположен крепежный зацеп – оголовок.
Оголовок может быть разной формы формы: в виде вилки, крюка (гака) или кольца (петли).
- Подкладные шайбы – предназначены для равномерного распределения нагрузки.
- Стопорные гайки – предотвращают самостоятельное ослабление натяжителя. Они вместе с шайбами входят в комплект этого инструмента.
Принцип работы устройства заключается во встречном движении оголовков при вращении корпуса.
Если стяжку необходимо ослабить, вращение муфты выполняется в противоположную сторону.
Выборка слабины каната, при небольшом диаметре стержней и невысокой нагрузке, может выполнятся вручную.
Стягивание осуществляется при помощи различных рычажных приспособлений, например, стальных стержней.
Использование талрепов в работе обосновано:
- Надежностью конструкции;
- Простотой использования;
- Компактностью.
Требования к характеристикам регламентированы следующими стандартами:
- ГОСТ 9690-71 – отечественная стандартизация
- DIN 1748 и DIN 1480 европейская стандартизация
- ASTM F1145-05 –стандарт США
- ОСТ 5.2314-79 – отечественный стандарт для судовых талрепов
Муфты
Согласно ГОСТ 9690-71, муфты производят тремя способами:
- Штампованные;
- Литые;
- Сварные.
Кроме этого, их делают закрытого и открытого типа.
Последние имеют несущую способность до 6,3 тонн.
Для закрытого корпуса — до 20 т.
При этом для сварных изделий любой конструкции этот показатель не превышает 1,5т.
Материал
При изготовлении используются следующие стали:
• Марки 35 высокого качества, согласно ГОСТУ 1050.
Степень прочности на растяжение достигает 540 МПа.
Самый распространенный вариант.
• Модификации Ст. 3, Ст. 3кп, согласно ГОСТу 380.
Сталь подвергается термической обработке, после чего ее прочность на растяжение достигает 450 МПа.
Используется там, где нет больших нагрузок.
Защитные покрытия:
- Цинк-ламельное;
- По методу горячего цинкования;
- Гальваническое.
Изделия, на которые предполагается воздействие агрессивных сред, изготавливаются из нержавеющей стали типа 10Х17Н13М2Т (аустенитная с устойчивостью к кислотной среде).
Такие кислостойкие талрепы используются в местах с повышенными требованиями.
Размеры и вес
Параметры талрепов:
- Ход: 75 – 308 мм.
- Диаметр резьбы: M6 – M56.
- Допустимая нагрузка: 0,1 – 20 тс (тонн силы).
- Общая длина типовых изделий: 230 – 603 мм.
- Вес типовых изделий (зависит от конструкции и материала изготовления): 0,05 – 60 кг и более.
Виды талрепов
Талреп по исполнению муфты может быть:
Открытый талреп
Открытый сварной – используется в несложных ситуациях.
Обозначается, как ОС.
Изготавливается из маломагнитных и углеродистых сталей.
Открытый штампованный
Открытый штампованный – ОШ.
Материал – маломагнитные и углеродистые стали.
Закрытый сварной
Закрытый сварной — резьба штоков находится внутри пустотелого корпуса по соображениям безопасности.
В случае разрушения захвата по резьбе, его остатки остаются внутри, а не разлетаются по сторонам.
Отличается высокими эксплуатационными характеристиками.
Обозначается, как ЗС.
Материал – углеродистые стали.
По типу оголовков.
- Ухо-ухо. С двумя кольцами, обозначается, как УУ.
- Вилка-вилка. Условное обозначение ВВ.
- Гак-гак – ГГ (крюк-крюк).
- Вилка-ухо – талреп ВУ.
- Вилка-гак – известен, как ВГ.
- Ухо-гак – талреп ГУ.
Для каждой поставленной задачи используются талрепы в определенной комплектации и конкретной маркировки.
Например, варианты УУ применяются для изменения натяжения тросов, цепей или канатов, на конце которых имеется крюк.
Модели с оголовками ВВ подходят для стягивания двух тросов, концы которых завернуты в петли.
ВГ используется для притягивания троса с петлей к неподвижной опоре, за которую можно зацепится крюком.
ВУ применяются, если требуется притянуть канат с петлей на конце к опоре с имеющимся крюком.
Классический талреп по назначению может быть:
Судовой
Судовой – используется в судоходном деле преимущественно для крепления грузов на кораблях.
Обладает повышенными характеристиками прочности, большим весом и размерами.
Строительный
Строительный – применяется для фиксации различных элементов конструкций, установки растяжек, а также для фиксации грузов на платформах полуприцепов.
Среди нестандартных вариантов следует отметить:
Шлюпочный
Шлюпочный талреп с глаголь-гаком.
Гамбургский
Гамбургский (винтовая стяжка).
В отличии от стандартного варианта, имеет два концевика в форме вытянутых ушек, с одной стороны которых находятся резьбовые отверстия.
Эти ушки накручиваются на стержень с разнонаправленными резьбами по разные стороны от его центра.
Регулировка натяжения производится вращением стержня.
Это грузовой талреп, так как используется исключительно для крепления грузов.
Автомобильный
Автомобильный талреп (ременной рэтчет) – используется для фиксации грузов в кузовах, прицепах и полуприцепах автомобилей.
Представляет собой храповый механизм из легированной стали, которым стягиваются прочные крепежные ленты.
Бывает цельным и двухкомпонентным.
Первый вариант больше подходит для стягивания между собой отдельных элементов груза, а второй, за счет двух концевиков в виде крюков – для фиксации груза к неподвижным элементам кузова.
Грузоподъемность, маркировка и цена
Маркировка талрепа содержит условное обозначение типа головки, длины муфты без учета колец и размер резьбы с указанием, с какой стороны находится левая нарезка.
Тип изделия и его покрытие указывается в сопроводительной документации.
Что же касается грузоподъемности (предельная нагрузка) она иногда отмечается в тех же документах к изделию, зависит от типа грузового захвата и размера резьбы.
Ознакомится с полным списком можно, воспользовавшись соответствующей таблицей.
В качестве примера:
- M6 – 40 кг для крюка, 100 кг для ушка;
- M8 — 80 кг и 200 кг соответственно;
- M10 — 150 кг и 500 кг.
Стоимость зависит от размеров, материала, покрытия, типа и других параметров.
Для примера, самый простой вариант стандарта DIN1480 с резьбой M6 обойдется в сумму от 70 рублей, в то время как судовое изделие ГОСТ 9690-71 с резьбой М56 будет стоить около 19 тыс. рублей.
Самые распространенные натяжители обойдутся в 400 – 1500 рублей.
Как выбрать талреп?
Важнейший параметр при выборе устройства – его максимальная эксплуатационная нагрузка.
Изделия, которые используются для фиксации различных агрегатов и грузов в вертикальном положении, должны иметь приличный запас в 600 – 900%.
При работе с талрепами важна безопасность.
Определяющим в этом деле является то, насколько хорошо канат или трос обхватывает зацеп.
Самыми безопасными являются варианты вилка-вилка, где крюк стропа перекрывается пальцем, изготовленным из закаленной стали.
Внимание!
Варианты с двумя гаками наименее безопасны.
Выбирая талреп, следует ознакомится с его маркировкой, которая строго обязательно должна присутствовать на корпусе.
Сертифицированные изделия, как правило, сопровождаются соответствующими документами.
Кроме нагрузки, важным фактором является размер устройства, если планируется его эксплуатация в ограниченном пространстве.
Внимание обращается и на наличие, и степень антикоррозийного покрытия.
Если к изделиям предъявляются особые эксплуатационные требования, они могут оснащаться дополнительные устройствами, например, храповым механизмом.
Перед покупкой и использованием талрепа, его необходимо проверить на:
- Совпадение типа резьбы оконечных частей и корпуса;
- Отсутствие любых повреждений;
- Отсутствие износа, каких-либо перекосов и искривлений;
- Отсутствие трещин, заусенцев, борозд.
Важно!
Следует убедиться, что в комплект входят стопорные гайки, которые обязательно должны использоваться в работе.
В противном случае механизм под нагрузкой способен самопроизвольно раскручиваться.
Если требуется замена одного или обоих оконечных элементов, подбираются аналогичные варианты, причем обязательно проверяется их соответствие прикладываемым нагрузкам.
Что нужно знать о талрепах?
К талрепам относятся и так называемые цепные рэтчеты – натяжители, которые используются для фиксации длинномерных грузов.
Стягивание тросов происходит за счет скручивания расположенной между захватами стяжной цепи.
Состоит это устройство из следующих элементов:
- Вантовый натяжитель (цепь);
- Два стопора;
- Механизм натяжения (храповое колесо, насаженное на вал с трещоткой).
В простейшей конструкции рэтчета выборка слабины натяжения производится не храповиком, а специальным рычагом, которым выполняют качательные движения.
Производители талрепов
- Китай – Homer, Qinlong, Haice, MEIAO;
- Отечественное производство – Зубр;
- Финляндия – FIXBOX;
- Голландия – VAN BEEST;
- Бельгия/США – CROSBY;
- Польша — Goralmet.
Заключение
Талреп — это компактное металлическое устройство, которое помогает натянуть канат, трос или притянуть друг к другу объекты, для разных целей.